В современной художественной ковке такие элементы украшении, как цветы и листья используют довольно редко. Но все же это такие элементы, без которых мастера художественной ковки в прошлом не обходились.
К примеру, для ковки розы необходимо выбрать цилиндрическую заготовку из ковкого металла. При этом размер розы должен быть в несколько раз больше диаметра исходной заготовки.
Одним концом заготовка протягивается в квадрат, а другой конец должен иметь такой размер, чтобы металла хватило на три слоя материала, из которых будет изготавливаться роза. Затем топором по кругу надсекают металлическую заготовку по направлению к центральной оси, оставляя при этом в центре недорубленный материал, толщина которого равна толщине стержня, оттянутого на квадрат.
Таким способом кузнец получает три слоя материал, которые перекрывают друг друга. Затем в формовочной плите эти слои осаживаются до тех пор, пока по диаметру они не будут соответствовать размера розы. Затем из каждого слоя высекают пятилистные розетки разной величины, расклепывают их на наковальне и укладывают в форме бочонка слоями один слой на другой, от меньшего к большему размеру лепестка.
Когда роза готова, кузнец из квадратного стержня изготавливает стебель. Затем роза уже целиком нагревается и маленькими клещами ей придается естественная форма.
Также прекрасным элементом украшения являются мелкие и крупные листья. В основе их изготовления лежит развертка формы листа на плоскости. В первую очередь с рисунка нужно сделать развертку, то есть перенести длину листа с кривой линии на прямую, на его ось. Для этого обычно используют сварочную проволоку, которая сгибается по контуру.
Затем при помощи рисовальной иглы на проволоку переносят основные точки с рисунка. После этого проволока выравнивается, а длина и все метки с нее переносятся на ось. Таким же образом измеряется и ширина листа по всей его длине и переносится на эскиз. Далее кузнец, перенося по ширине координаты точку за точкой, прорисовывает контур листа от корня до вершины, точнее, его половины.
Затем эскиз сгибается по оси и копируется контур второй половины листа. В конце контур вырезают, получая, таким образом, шаблон листа.
Чашечку разворачивается также, как и листья, измерения при этом начинают от ее середины. При проведении реставрационных работ довольно часто встречаются богато украшенные листья, которые довольно сложно расчлененны и прочеканенны. К выполнению таких работ лучше привлечь опытного художника, который сможет обеспечить элегантность контуров изделия.