История кованых изделий насчитывает уже не одну тысячу лет. С того времени, как человек открыл для себя огонь, а затем и металл, их союз только креп, раскрывая перед человеком новые возможности, делая его могущественнее и сильнее.
В Древней Руси самым уважаемым человеком в деревне был кузнец. Нередко кузнецам приписывались сверхъестественные способности.
Например, считалось, что он может врачевать людей, а выкованная им подкова может защитить дом от злых духов и нечистой силы. Прибитая над дверью подкова, охраняла семью от разорения. Закрепленная же над кроватью подкова, оберегала спящего человека от демонов и страшных снов.
Железо в Древней Руси являлось оберегом, а браки, которые скреплены кузнецом, считались очень крепкими.
У многих ковка ассоциируется именно с кузнечным делом, с обработкой железа. Это обусловлено тем, что железо для придания ему нужной формы необходимо разогреть до температуры более 1000 °С, т.к. железо поддается холодной обработке хуже других металлов.
Уже в Киевской Руси городские кузнецы умело ковали из железа и стали предметы военные доспехи и оружие, орудия для сельского хозяйства, конскую сбрую, инструменты ремесленников. Все изделия изготавливались с целью их дальнейшей эксплуатации, поэтому были изготовлены очень качественно и отлично выполняли свои функции.
В них было мало элементов, художественного оформления, но по техническому исполнению они находились на очень высоком уровне. Именно тогда и была заложена основа виртуозного мастерства как одна из предпосылок художественного кузнечного дела.
Это проявлялось в искусном плетении кольчуг, оригинальных формах дверных замков и их конструкций, в красивых боевых шлемах, выкованных из одного куска железа.
Большой вековой опыт накоплены мастерами, большое количество металла все это позволили особенно ярко раскрыть художественные особенности металла в 17-18 веках. Значительная часть кованых изделий из железа включалась в архитектуру, как элемент отделки зданий: кованые оконные проемы, ажурные оконные решетки, железные двери и ставни.
Двери каменных церквей, изготовленные из железа, очень часто соединяли в себя различные виды декоративного оформления, т.к. храмы строили мастера различных специальностей. В 18-м века ковка для выполнения оград усадеб широко применяется ковка.
Позже с ней начала активно соперничать техника чугунного литья. Она просто была дешевле. Но если в чугунном литье рисунок и вся декорация в целом составлялось архитектором, то ковка была рассчитана на творческую работу кузнеца.