Искусство произведения кованых изделий на Руси началось еще с древнейших времен, однако наиболее широкое распространение оно получило в 12 веке, когда начало зарождаться русское городское кузнечное ремесло.
Уже в те времена было создано множество замечательных образцов художественной ковки. Прекрасным примером кузнечного искусства того времени стал шлем Ярослава Всеволодовича, который был выкован из цельного куска железа.
На протяжении 15–17 века на территории Новгорода и Москвы возникло множество кузнечных ремесленных корпораций. Кузнецы расселялись целыми группами, при этом создавая слободы.
Кузнечное ремесло является достаточно тяжелым искусством. Даже для выковки обыкновенной подковы необходимо обладать мастерством. А умение осуществлять художественную ковку является высшим пилотажем.
Лучшими для осуществления художественной ковки, являются мягкие сорта стали, содержание углерода в которых не превышает 0,13 процента.
Для осуществления ковки необходимо иметь специальные инструменты. Первоначально это наковальня. Используется она для того, чтобы загибать металл, а также выколачивать и править разнообразные элементы узора. Наковальня крепко закрепляется при помощи костылей к невысокому дубовому чурбану.
При помощи ручника обрабатывается металл при маленьких поковках, а также он необходим для того, чтобы указывать удара кувалдой молотобойцу. Вес ручника достигает полутора килограммов. Что касается кувалды-молота, то он весит до 8 килограмм.
Молотобоец должен держать кувалду при помощи обеих рук. Рукоятка в кувалде сделана из легкого, а также довольно прочного дерева — рябина.
Из печи поковка вынимается, а также удерживается при помощи клещей, которые оснащены разнообразными губками, а именно плоскими, полукруглыми, трубчатыми.
Для того, чтобы выгладить поверхность изделия используют гладилки. Стоит отметить, что нижняя часть данного изделия обязательно должна быть отшлифованной.
Довольно часто в художественной ковке используется прием не прорубания металла насквозь, а оставления его надрубленным. Данные надрубленные отростки легко можно вытянуть и превратить в различные завитки, листья и иные красивые произведения искусства.
При художественной ковке изгиб деталей под углом происходит непосредственно на ребре наковальни, либо путем его вставления в отверстие самой наковальни. Нагреванию в данном случае подвергается исключительно изгибаемый участок.
Также довольно часто на заготовку наносятся декоративные узоры. Наносятся они при помощи зубила. Стоит помнить, что плоскость здесь должна быть относительно ровной.